logo

Главная

Поиск

@ Мои материалы

    Авторские работы

    Методический материал

    Статьи по вязанию

@ Видеоматериалы

Воспитательные мероприятия

Вязание для детей

Вязание для дома

Вязание для женщин

Вязание для мужчин

Вязаные аксессуары

Изделия для дома

Обучение :: вязание крючком

Обучение :: вязание на спицах

Обучение :: мастерство вязания

Обучение :: машинное вязание

Цветоведение: Методическая разработка

@ Мои материалы

Авторские работы



Авторские права: Резенкова Т.В., Казачкова В.В.

Цветоведение: Методическая разработка.-Армавир: МБОУ ДОД ЦНТТ, 2014.-20с.

 

Эта методическая разработка содержит  теоретический материал, который вам поможет при подготовке  к занятиям и практические задания, которые помогут закрепить полученные знания. Здесь вы найдете материалы, которые вам помогут улучшить эффективность работы с детьми, ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний.

И пусть ваши занятия станут  неповторимыми и запоминающимися!

 

 

 

Содержание:

1.Введение…………………………………………………...…4

2.Основы цветовой грамоты. Цветовой круг………………….5

4.Гармонии родственных цветов………………………………9

5.Гармонии контрастных цветов……………………………...10

6.Способы смешения цветов…………………………………..13

7.Дидактические упражнения…………………………………14

8.Стихотворения о цвете…………………………………....….15

9.Список литературы………………………………………......19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Данная методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, учителям технологии и ИЗО, учащимся 7-10 лет, а так же является практическим руководством к действию всем желающим изучить основы цветоведения.

Разработка поможет педагогу улучшить эффективность работы с детьми при изучении темы «Цветоведение», ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний.

В доступной форме в методической разработке авторы раскрывают основные понятия: «цвет», «цветовой тон», «яркость», «насыщенность», знакомит с различными классификациями.

В разработке «Цветоведение» представлен как теоретический материал, который поможет подготовиться к занятию, так и упражнения, игры, стихи, которые помогут закрепить полученные знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

ОСНОВЫ ЦВЕТОВОЙ ГРАМОТЫ. ЦВЕТОВОЙ КРУГ.

Все существующие в природе цвета принято делить на две группы: хроматические (цветные, окрашенные) — все цвета и оттенки спектра и ахроматические (бесцветные) — белый, черный и все переходы серого. При прохождении луча света через трехгранную стеклянную призму происходит его разложение на составные цвета (спектр), поэтому составляющие его семь цветов называются спектральными. Это красный, оранжевый, желтый, зе­леный, голубой, синий, фиолетовый.

Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты, т.е. могут быть светлее или темнее. Хроматические цвета имеют три основных свойства: цветовой тон, светлоту и насыщенность. Цветовой тон — основная характеристика цвета, термин для обозначения цветности, определяющий оттенок цвета (красный, синий, желтый, желто-зеленый). Существует много цветовых тонов, значительно больше, чем для них придумано названий. Развитый человеческий глаз способен различать до 360 оттенков цвета.   Светлота (тон, светосила цвета) — это большая или меньшая близость к белому цвету. Чем дальше от темного, тем большую светлоту имеет цвет. Темные цвета получают в результате сме­шения с черной краской, а светлые — с белой или разбавлением водой.  Светлота - качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом. Тоновое изображение — изображение с различными тоновыми переходами от света к тени, т.е. с участками, имеющими разную силу тона. Типичным примером тонового изображения является черно-белая фотография или рисунок, выполненный оттенками одного цвета (гризайль). Насыщенность (интенсивность цвета, цветосила) — это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте серого цвета.

Цвет наибольшей насыщенности - это чистый цвет, т.е. цвет без примеси других цветов. Иными словами, насыщенность — это степень приближенности к чистому,

5

спектральному цвету. Если в цвет добавить серого, то цвет станет меркнуть, уменьшится его насыщенность.

Насыщенность цвета можно уменьшить, добавив к нему белый или черный цвет. При добавлении белого получают разбеленные   (пастельные)  цвета. При добавлении  черного  цвет  приглушается, насыщенность его уменьшается.

В группе хроматических цветов различают теплые и холодные цвета. Деление это условное. Теплые цвета связываются с представлением об огне, солнечном свете — это красный, оранжевый, желтый и все оттенки этих цветов, а холодные — с представлением о воде, лунном свете и т.п. — это синий, голубой, сине-зеленый, сине-фиолетовый и все цвета, полученные от смешения с этими цветами.  Все теплые цвета спектра обладают свойством выступать, т.е. зрительно приближаться, а холодные — отступать, т.е. зрительно удаляться. Самый холодный цвет - сине-зеленый, самый теплый - оранжевый.

Деление на теплые и холодные цвета в основном относится к чистым цветам, так как в пределах каждого цвета бывают более теплые и более холодные оттенки. Например, красный может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым - с желтоватым. Зелено-желтый - теплый, зелено-синий - холодный и т.д. К тому же цвет зависит от окружения, т.е. от  того, что находится рядом. Один и тот же цвет может быть и теплым, и холодным рядом с другими цветами. Особенно это относится к зеленому цвету. Рядом с теплым (желтым) он холоднее и, наоборот, рядом с холодным  (синим) — теплее.  Красный теплее по   сравнению с фиолетовым, но холоднее по сравнению с оранже­вым.

На этом свойстве основано усиление сочетания цветов: так, оранжевый рядом с синим кажется еще ярче, теплее, а синий — холоднее.

Различные цвета вызывают у человека неодинаковое настроение: светлые —

лирическое, яркие — приподнятое, темные и тусклые — угнетенное, а пестрота и дисгармония красок раздражают. Цвета зелено-голубые, зелено-желтые различных от

тенков считаются наиболее благоприятными для зрения, успокаивающими. Восприя-

6

тие цвета зависит от освещения. Свет и цвет неразделимы. Без света нет и цвета. Цвет есть ощущение, вызываемое светом. Благодаря свету человек различает форму и цвет предмета. Плоский предмет, освещенный прямыми лучами, воспринимается одноцветным. А на объемный предмет лучи солнца падают под разными углами и, отражаясь, создают цветовые оттенки. Существуют понятия: локальный цвет (или неизменный, или предметный), который не зависит от освещения и окружающей среды, и обусловленный цвет, измененный освещением и окружающей средой.

Как известно, основные теоретические данные о спектре солнечного света и наличии в нем семи основных цветов были

получены    Исааком   Ньютоном.  Он  первым   сделал     попытку

систематизировать цвета. На основании его открытий про­водилось дальнейшее изучение цвета другими учеными. Иоганн Вольфганг Гете в 1810 г. написал трактат "Учение о цвете", который интересен и по сей день. В "Естественном цветовом круге Гете" дается представление о гармоничном сочетании и равновесии цветов. Цветовой круг, по Гете, является первоисточником основного порядка цветов. Цветовой круг представляет собой ленту спектра, положенную кругообразно и замкнутую пурпурным цветом, который есть в природе, но которого нет в спектре. Пурпурный цвет получается при смешении красного и фиолетового цветов.

В учебных целях шестичленный цветовой круг можно изобразить схематично. В круг вписаны два равносторонних треугольника с вершинами, обозначающими основные цвета: к — красный, ж — желтый, с — синий, и составные (производные

или дополнительные): о — оранжевый, з — зеленый, ф — фиолетовый. До­полнительные цвета получаются при смешении в равных количествах соседних основных цветов. То есть при смешении красного с желтым получится оранжевый цвет, желтого с синимзеленый, синего с красным — фиолетовый.

Что означает дополнение цветов? Если из каждой вершины основных цветов провести стрелку в противоположную вершину дополнительного цвета, то будут чет

 

7

ко видны цветовые пары: красный — зеленый, желтый — фиолетовый, синий — оранжевый. Иными словами, зеленый цвет является дополнительным к красному, фиолетовый — к желтому, оранжевый — к синему. Как один цвет может дополнять другой? Дополнять - значит усиливать друг друга, как бы вызывать основным цветом появление дополнительного цвета.

            Например, красная роза на зеленой ткани выглядит ярко, сочно. Или желтые цветы на фиолетовом фоне — они светятся. В данном случае мы наблюдаем явление цветового контраста. Дополнительные цвета, смешанные в равных количествах, дадут серый цвет, т.е. взаимно нейтрализуются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 ГАРМОНИИ РОДСТВЕННЫХ ЦВЕТОВ.

Одноцветная (монохромная) гармония получается при сочетании разбеленных или затемненных тонов одного цвета (темно-синий, светло-синий, голубой; фиолетовый, сиреневый, свет

ло-сиреневый). Это либо одноцветные тональные вариации, либо черные или белые рисунки разной плотности по одному и тому же фону.

Смежная гармония будет наблюдаться при сочетании оттенков из двух соседних секторов цветового круга, но в пределах родственной группы.

В цветовом круге имеются четыре родственные группы: красно-желтая, желто-зеленая, зелено-синяя и сине-красная. Когда мы говорим о смежной гармонии родственных цветов, это не означает, что мы хотим найти равновесие между двумя основным цветами, которые стоят на границах этих родственных групп, например, синим и красным в сине-красной родственной группе. Выделим какой-то главный цвет, например синий. Возьмем его в небольшом количестве, а затем уравновесим его голубым, сиреневым, пурпурно-фиолетовым, т.е. теми цветами, которые имеются между синим и красным.

Тональная гармония получается при сочетании чистого цвета и его же с примесью другого цвета или тона (желтый с табачным, голубой с пепельно-голубым). В произведении необходимо определить его ведущий цвет, а затем в нем искать все остальные оттенки. Цвет, колорит играют решающую роль.

Оригинальная композиция может быть испорчена неудачным подбором цветов. И наоборот, недостаточно выразительный

рисунок можно усилить путем умелого подбора цветов.

 

 

 

 

9

 

ГАРМОНИИ КОТРАСТНЫХ ЦВЕТОВ.

В цветоведении под контрастом понимается резко выраженная противоположность цветов.

Парная гармония — сочетание двух цветов, лежащих на концах диаметров цветового круга. Вращая диаметр цветового круга, получим цвета, наиболее гармонирующие друг с другом по принципу контраста (фиолетово-синий и оранжевый, желто- зеленый и пурпурный и т.п.). Можно сочетать цвета и с прилежащими к контрастному цвету оттенками, но не более одного сектора в сторону (сектор ограничен дугой, соединяющей соседние вершины шестичленного цветового круга).

Но контраст чистых цветов резок и беспокоен. Чтобы сделать сочетания спокойнее, мягче, надо приглушить эти цвета забелением или зачернением или же использовать черные или белые вставки, отделки. Например, окантовка контуров белым   сделает контрастную гармонию более нежной; если применить черный контур — цвет достигнет предельной выразительности, изделие станет монументальнее. Повторим, что смешение черного с белым дает серый цвет, с которым прекрасно уживаются контрастные цвета.

 Добавление любых ахроматических цветов, а также коричневого, не нарушает закономерности в сочетании цветов, т.е. любой закон гармонии позволяет добавлять черный, белый, серый, коричневый цвета.

            Переходы и оттенки однородных по тону цветов объединяются в цветовые гаммы. Цветовая гамма — это ряд цветов, преобладающих в данном произведении, который определяет характер его цветового строя (колорита). Можно сказать: гамма холодных, теплых, светлых оттенков и т.д. Цветовые гаммы можно расширять и объединять. Например, сине-зеленую гамму расширить до сине-желтой, используя переходные оттенки. 

Следует различать контраст светлотный (тоновый) и цветовой (хроматический). Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружения. Любой цвет в окру

10

жении более светлых цветов кажется темнее, а в окружении более темных — светлее. Это явление называется светлотным контрастом.

Примером светлотного контраста может быть различие в восприятии одного и того же квадрата серого цвета на черном и на белом фоне. На светлом фоне цвет фигуры кажется более темным, а на темном — более светлым.

Цветовой контраст проявляется в следующем. Белый, серый и черный цвета в окружении хроматических цветов приобретают хроматический оттенок дополнительного цвета. То же проис­ходит и с хроматическими цветами. Например, если на белую скатерть положить оранжевые апельсины или зеленые яблоки, то в первом случае скатерть будет казаться голубой, а во втором — розовой. Этот эффект объясняется тем, что цвет фона приобретает оттенок дополни­тельного цвета по отношению к цвету предмета.

Цветовой контраст проявляется и по отношению к холодным и теплым цветам. Например, серый фон для красной фигуры покажется холодным, а для синей и зеленой — теплым.  Светлотный и цветовой контрасты, а также контраст насыщенности имеют особое значение для достижения выразительности в декоративных работах.

            Существует также контрастное деление цветов на легкие и тяжелые. Оно относится к психологическому воздействию цветов на человека. К легким цветам относят светлые, холодные, напоминающие цвет неба, воздушного пространства (синие, голубые, зелено -­ голубые). К тяжелым   —   темные,    малонасыщенные,плотные (ко­ричневые, черный, темно-серые и др.). Тяжелые цвета как бы напоминают цвет земли. Цвета, близкие к красному, воспринимаются как более тяжелые в сравнении с сине-голубыми. Используя явление цветового контраста, можно добиться усиления или уменьшения насыщенности цвета (заставить цвет мутного оттенка светиться или приглушить цвет, сделать его более тусклым).

Степень проявления контраста во многом зависит от соотношения площадей контрастирующих цветовых пятен. Чем больше площадь пятна одного цвета относительно площади пятна другого цвета, тем эффект контраста сильнее. Чем больше пе

11

риметр пятна, тем сильнее цвет фона влияет на цвет пятна. Контраст значительных по площади цветовых пятен особенно резко проявляется вблизи их границы. Здесь возникает краевой или пограничный контраст. Особенно заметен краевой контраст, если поместить рядом черную и серую полосы. Серый цвет вблизи черного,  кажется значительно светлее, чем в удалении от него. Если черный цвет заменить белым, то серый рядом с границей будет казаться темнее, чем вдали от нее.

Интересно влияние контура на цветовой контраст. Если обвести   границы  контрастирующих  цветов  контуром  черного цвета, то впечатление контраста усиливается, а краевой контраст менее заметен. Это важное свойство контура, позволяющее избежать краевого эффекта. Краевой эффект делает цвета неспокойными, и его стараются избежать.

        Обводка контуром в орнаменте контрастных цветовых пятен при равенстве их светлот придает орнаменту большую выразительность и усиливает общее эстетическое впечатление. Обводка черным цветом усиливает звучание хроматических цветов. Белые обводки хроматических цветов придают им мягкость, пастельносгь, воздушность. В произведениях декоративно-прикладного искусства часто используются обводки, которые делают четче, конкретнее очертания предметов или мотивов орнамента или, наоборот, смягчают рисунок. Светлая обводка будет проявляться тем активнее, чем темнее фон, и наоборот, темная обводка активнее на светлом фоне. Можно получить следующие эффекты, используя сочетания хроматических цветов. Цветовая обводка усилит звучание, если применяется с пятном контрастного цвета. Если ставится задача смягчения цветного пятна, то применяется об-

водка родственного цвета.  Ахроматическая обводка позволяет цветовому пятну проявляться в наибольшей степени. Чем шире обводка при этом, тем чище цветовой тон.

 

 

 

 

12

 

 

СПОСОБЫ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ.

Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое, пространственное и механическое. Пространственное смешение цветов происходит по правилам оптического. Эффект пространственного смешения цветов будет наблюдаться на некотором удалении от поверхности, где изображены небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна (точки, кружки, штрихи и т.п.). Чем меньше расстояние между элементами узора и их размеры, тем явственнее эффект пространственного смешения. При рассмотрении такого изображения с определенного расстояния мелкие разноцветные пятна зрительно усиливаются и вызывают ощущение единого цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛУЖИ.

Упражнение проводится для закрепления знаний об основных и составных цветах. Для выполнения упражнения

лист бумаги и краски (акварель или гуашь). Предлагается

детям нарисовать две тучки например: синяя тучка и желтая тучка – какого цвета лужи получаться.

 

РАЗНОЦВЕТНЫЙ КОВРИК.

          Упражнение проводится для закрепления знаний о теплых и холодных цветах. Для выполнения упражнения потребуется цветная бумага, ножницы, клей. Предлагается детям составить орнамент в заданной гамме (теплой или холодной).

ЗАГАДОЧНЫЙ УЗОР.

Упражнение проводится для закрепления знаний сочетаниях родственных цветов. Вам потребуются листы бумаги изображением любого узора. Необходимо раскрасить соблюдая   сочетания родственных цветов.

 

РАСКРАСЬ ДОМИКИ.

Упражнение проводится для закрепления знаний о контрастных цветах. Вам потребуются листы бумаги с изображением домика, окно которого,  заданного цвета (желтый, красный, синий

и т.д.), цветные карандаши или краски. Предлагается детям подо -

брать цвет для домика контрастной гаммы по отношению к цвету окна.

 

14

ИГРА «НАЙДИ АКВАРИУМ ДЛЯ РЫБКИ».

 

На доске в общем «аквариуме» находятся 18 рыбок красного, жёлтого и синего цвета, включая пять степеней

разбеленности каждого из них. Для каждой из этих рыбок

нужно найти «свой аквариум», т.е. разместить её в

 определённой последовательности, например, от красного, до белого цвета в порядке его разбеленности.

 

ИГРА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК».

 

Составить цветок с лепестками:

а) из основных и составных цветов;

б) из теплых цветов;

в) из холодных цветов.

 

 

Игра «ТЕПЛО-ХОЛОДНО».

 

Выбрать картины (рисунки) в которых преобладают:

а) «легкие» цвета;

б) «тяжелые» цвета.

 

СТИХОТВОРЕНИЯ О ЦВЕТЕ.

 

Апельсинчик трогал Леша,

Ласково поглаживал:

- Ты красивый и хороший,

15

Круглый и ...

Маме в качестве подарка

 

Выбирайте розы вы!

Цветом красным, но не ярким,

Как обычно - ...

У тетрадного листочка

И у сахара кусочка,

И у соли, и у мела

Цвет,  какой бывает? -...

 

Он из всех неяркий самый,

Только веришь или нет -

Можно видеть этот цвет

И с закрытыми глазами

 

 

СКОЛЬКО ЦВЕТОВ У РАДУГИ.

Сколько цветов у радуги.

Радуга устроена, как пирог слоенный:

Красный слой, оранжевый. Желтый и зеленый,

Голубой и синий рядом с фиолетовым…

Семь цветов у радуги – Надо знать про это вам!

Цвет первый: красный.

В огороде, как костер,

Вспыхнул красный помидор.

Вслед за ним пример беря,

Стала красной и заря.  

16

 

Цвет свой радуге отдали

И гвоздика, и пион.

Красный цвет – в ее начале:

Самый-самый первый он.

Цвет второй: Оранжевый.

В руке у меня – апельсин,

Оранжевой Африки сын.

Всегда он считает за честь,

Что цвет его в радуге есть.   

Цвет третий: Желтый.

Желтое солнце и желтый песок.

 Жадно я пью апельсиновый сок.

В знойном дыхании летней поры

Желтые даже глаза у жары! 

Цвет четвертый: Зеленый.

Смотри: на лугу зеленеет трава.

В лесу зеленеет опушка.

В зеленом болоте – «Ква-ква» да «Ква-ква» -

Зеленая очень лягушка…

 Цвет пятый: Голубой.

Голубое небо, голубое море,

Ветерок играет голубой волною,

А на горизонте в голубом просторе

Целый день маячит

Парус голубой..

Цвет шестой: Синий.

Смотрит в небо синий василек,

17

Радости не пряча, не тая:

- В этом мире я не одинок!

В радуге есть синева моя!

Цвет седьмой: Фиолетовый.

Фиолетовыми тучами тяжелыми

Дождь пролился на луга и на поля.

Он прошел. И вдруг фиалками веселыми

Засветилась, как улыбками земля.

Это радуга прислала нам привет –

Свой седьмой, свой фиолетовый букет.

 (Е.Новичихин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Миронова Л.Н. Цветоведение. – Минск: Высш. шк., 1984.

2. Иттен Иоханнес. Искусство цвета / Пер. с нем.; предис. Л. Монаховой. – М.: Изд. Д. Аронов, 2000. – 96 с.; ил.

3. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. – К.: Высш. шк. Головное изд-во, 1985. – 184 с.

4. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. – М., 1981.

5. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. – М.: Искусство, 1986.

6. Наумова Н.В. Цвет в художественном конструировании: Учебное пособие. – Владивосток: ДВТИ, 1995.

7. Цветовая гармония интерьера. Советы профессионалов / Пер. с англ. – М., 2000. – 128 с.

8. Кравцова Т.А., Зайцева Т.А., Милова Н.П. Основы цветоведения: Учеб.-метод. пособ. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 64с.

 

Авторские права: Резенкова Т.В., Казачкова В.В.





Автор: гость   Дата: 2014-08-27 20:22:40   Просмотров: 3418  


 

 
Uzelok.Biniko.com © - только самое интересное
Все права защищены и принадлежат авторам размещающих материалы на сайте.
Данный сайт ни какой ответственности за размещенный материал не несет.
Копирование материалов возможна только с указанием URL ссылки на исходный материал.